Карибское сообщество и общий рынок
Карибское сообщество и общий рынок (КАРИКОМ, по-английски — Caribbean Community and Common Market, CARICOM) года представляет собой интеграционный блок, созданный в соответствии с договором, подписанным Барбадосом, Гайаной, Ямайкой, Тринидадом и Тобаго в Чагуарамасе (Тринидад и Тобаго) 4 июля 1973 г. КАРИКОМ заменил существовавшую с 1968 года Карибскую ассоциацию свободной торговли.
В последующем к договору примкнули другие англоязычные страны Карибского бассейна — это Антигуа и Барбуда, Белиз, Доминика, Монтсеррат, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Киттс и Невис, Сент-Люсия. Багамские о-ва. принадлежат к политической части организации — Карибскому Сообществу и не входят в экономический союз — Общий Рынок. В 1995 г. четырнадцатым членом организации и первой неанглоязычной страной в ней стал Суринам.
Новое сообщество было создано для «координирования экономической и политической деятельности карибских стран». В задачи организации также входила совместная торговая и промышленная политика и программы технической и финансовой помощи ее отстающим членам.
В рамках сообщества предусматривается развитие экономического сотрудничества стран-членов, осуществляется координация внешней политики; налажено сотрудничество в таких областях, как здравоохранение, образование, культура, наука и техника, налогообложение. В рамках общего рынка предусмотрены следующие мероприятия: введение общего внешнего тарифа; проведение единой протекционистской политики; усиление координации внешнеторговой политики; согласование программы налоговых стимулов для промышленности и другие мероприятия.
Полноправными членами Карибского сообщества и общего рынка по состоянию на 2005 год являлись 15 государств:
- Антигуа и Барбуда (присоединилась 4 июля 1974 года)
- Багамские острова (присоединились 4 июля 1983 года) — являются членами сообщества, но не принимают участия в программах в рамках общего рынка
- Барбадос (присоединился 1 августа 1973 года)
- Белиз (присоединился 1 мая 1974 года)
- Доминика (присоединилась 1 мая 1974 года)
- Гренада (присоединилась 1 мая 1974 года)
- Гайана (присоединилась 1 августа 1973 года)
- Гаити (временный член сообщества с 4 июля 1998 года, постоянный член сообщества со 2 июля 2002 года)
- Ямайка (присоединилась 1 августа 1973 года)
- Монтсеррат (территория Великобритании, присоединилась 1 мая 1974 года)
- Сент-Китс и Невис (присоединились 26 июля 1974 года)
- Сент-Люсия (присоединилась 1 мая 1974 года)
- Сент-Винсент и Гренадины (присоединилась 1 мая 1974 года)
- Суринам (присоединился 4 июля 1995 года)
- Тринидад и Тобаго (присоединились 1 августа 1973 года)
Статусом ассоциированных членов КАРИКОМ по состоянию на 2005 год обладали:
- Британские Виргинские острова (июль 1991 года)
- острова Теркс и Кайкос (июль 1991 года)
- Ангилья (июль 1999 года)
- Каймановы острова (16 мая 2002 года)
- Бермудские острова (2 июля 2003 года)
Странами наблюдателями в сообщества в 2005 году являлись:
- Аруба
- Колумбия
- Доминиканская республика
- Мексика
- Нидерландские Антильские острова
- Пуэрто Рико
- Венесуэла
Одним из способов повышения конкурентоспособности КАРИКОМ стало расширение экономического блока этой организации и создание на его основе Ассоциации Карибских Государств (Association of Caribbean States, ACS), которая включила в себя 25 государств Карибского бассейна и Центральной Америки, среди которых помимо членов КАРИКОМ государства, входящие в Группу Трех, шесть центрально-американских государств, Доминиканская Республика и Куба. Таким образом, страны Латинской Америки пытаются найти пути для стабильного экономического развития, создания более широкой зоны свободной торговли.
В то же время, в самом Карибском сообществе дела не всегда обстоят гладко. Так, 29 февраля 2004 года членство Гаити — одного из полноправных членов КАРИКОМ — в организации было приостановлено по политическим мотивам. Однако в начале июня 2006 года членство страны в сообществе и участие в общем рынке было восстановлено.
В июле 1999 года членом КАРИКОМ снова стала Ангилья, которая уже являлась участницей сообщества в 1974-1980 годах как часть другой страны — Сант-Кристофор-Невис-Ангилья.
В 2005 году с просьбой о членстве в Карибском сообществе обратилась Доминиканская Республика, однако этот вопрос пока не решен, по политическим и экономическим мотивам.
Структура Карибского сообщества
Высшим органом КАРИКОМ является Конференция глав правительств, проводящаяся обычно раз в год. Она утверждает основные принципы и направления деятельности сообщества, улаживает конфликты между его членами, заключает от имени сообщества международные договоры. Решения принимаются единогласно. Государства-члены имеют право вето.
Бюро Конференции руководит организацией между сессиями и контролирует созданные в 1992 г. силы быстрого реагирования.
Совет министров КАРИКОМ является вторым по значимости органом сообщества, отвечающим за развитие политического, экономического и финансового сотрудничества. В его структуре действуют 4 совета министров (по торговле и экономическому развитию, иностранным делам, гуманитарному и социальному развитию, финансам и планированию) и 13 постоянных отраслевых комитетов.
Секретариат Карибского сообщества, возглавляемый Генеральным секретарем, имеет 5 департаментов (торговля и сельское хозяйство, экономика и промышленность, функциональное сотрудничество, правовые вопросы, общие вопросы и администрация). Наряду с организационной работой по проведению конференций и совещаний секретариат осуществляет контроль за реализацией принятых решений, проводит исследование по проблемам интеграции, выполняет поручения органов сообщества. Место пребывания Секретариата — Джорджтаун (Гайана).
В рамках КАРИКОМ действуют ассоциированные институты: Карибский банк развития, Карибский инвестиционный фонд, Карибская метеорологическая организация, Совет правового образования, Вест-Индский университет, Вест-Индская судоходная компания, Ассамблея парламентариев Карибского сообщества и Карибский суд.
Экономическое положение в регионе
Несмотря экономическую интеграцию экономики стран-членов КАРИКОМ продолжают испытывать существенные трудности. Уровень безработицы и внешний долг на фоне растущего ВВП этих стран не только не уменьшились, но и возросли. К тому же создание мощных региональных интеграционных объединений таких как НАФТА или ЕС только уменьшили конкурентные возможности стран КАРИКОМ на мировом рынке.
Показатели экономического роста в регионе колебались за последние три десятилетия в пределах от 8,4 процента в год в 1973 году до 2,2 процента в 1983 году. В результате ВВП на душу населения возрастал в среднем лишь на 1 процент в год – от 2827 долл. США в 1972 году до 3819 долл. в 1999 году.
Экономический рост, наблюдавшийся в 90-х годах, стал возможен благодаря проведению крупных реформ, коснувшихся в первую очередь либерализации торговли и инвестиций. Процессы интеграции, включая заключение соглашений о свободной торговле и образование таможенных союзов начали приносить дивиденды.
Однако большинство государств региона, за исключением нескольких, оказались неспособны восстановить свой экономический уровень, имевшийся до 80-х годов, и в целом за последние 30 лет в регионе наблюдался лишь скромный экономический рост. Основу экспорта по-прежнему составляют в основном потребительские товары и сырье, особенно нефть и нефтепродукты, минеральные полезные ископаемые, продукция сельского и лесного хозяйства. В этом отношении традиционная уязвимость региона и его внешняя зависимость еще более возросли в связи с неустойчивым характером экономической деятельности, обусловленным нестабильностью рынков и ограниченностью природных ресурсов. Во многих странах импорт продолжает расти быстрее, чем экспорт.
Уровень неравенства в регионе является самым высоким в мире, продолжая расти во всех субрегионах. В регионе в целом минимальный размер заработной платы в 1998 году был в среднем на 28 процентов ниже, чем в 1980 году. Ограниченная возможность создания рабочих мест, связанная с особенностями экономики региона, и тот факт, что в результате увеличения спроса на рабочую силу в наибольшей степени выигрывают люди с высшим образованием, являются возможными причинами продолжающейся концентрации доходов, хотя основные причины этого явления все еще обсуждаются.
